Вы здесь

Коррекционная работа

 

 

 

Содержание коррекционной работы ДОУ

     Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

     Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей  посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     Коррекционная работа в  МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» протекает в двух направлениях: психологическое сопровождение дошкольников и логопедическая помощь воспитанникам, имеющих нарушения речи с целью обеспечения равных стартовых возможностей и эффективной подготовки детей  к школе.

     Деятельность  педагога – психолога  регламентируется  Законом РФ «Об образовании",  федеральным Законом «Об  основных  гарантиях прав  ребёнка  в РФ», должностной  инструкцией педагога – психолога.

                Цель работы педагога – психолога: создание благоприятных социально-психологических условий для всестороннего гармоничного  развития  личности  ребенка

                    Задачи:

  • Определение уровня развития познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы.
  • Своевременное выявление и коррекция факторов, которые могут привести к задержке психического, интеллектуального или нравственного развития ребенка.
  • Выявление одаренных  детей  среди  воспитанников детского сада и реализация целевой программы «Одаренный ребенок» в рамках ДОУ.
  • Создание условий для полноценного психического развития ребенка в процессе коррекционно-развивающих занятий  (групповых  и индивидуальных).
  • Повышение психологической культуры педагогов и родителей.
  • Психолого-педагогическое  сопровождение подготовки ребенка к обучению в школе.
  • Создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии  детей  с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении образовательной программы.

     Направления работы педагога-психолога в ДОУ: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, просвещение, методическая работа.

     Диагностика проводится в течение учебного года по плану. Возраст детей от 3 до 7 лет. Консультирование для родителей и педагогов по результатам диагностических исследований. Консультирование педагогов и родителей по запросу.

     Коррекционно-развивающая работа. Групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов и  эмоционально-личностной сферы проводятся в  старшей и  подготовительной группах  по программам Н.Ю. Куражевой «Цветик-Семицветик».  Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. По программам М.Р. Григорьевой «Лаборатория профессора Ума»; И. А. Пазухиной «Давай познакомимся!»; В. Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя, старшая группы»

     Просвещение. Для повышения  уровня  знаний психологии ребенка дошкольного   возраста, в течение учебного года размещается информация и рекомендации для родителей и педагогов на стенде педагога-психолога, и на сайте детского сада.  Психолог дает устные и письменные рекомендации родителям в родительском  уголке. Повышению  уровня  психологической  культуры способствуют выступления психолога на  родительских собраниях.  Групповое психологическое просвещение педагогов проводится,  на педсоветах.

     Методическая работа. Для повышения уровня профессиональной компетентности в течение года: посещение и участие в семинарах, курсах,  тренингах, открытых занятиях,  методических  объединениях.

    Рабочая программа педагога-психолога определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. 

        Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности  ДОУ по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Приоритетным является воспитание,  обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ,  – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

     Цель программы: определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Задачи:

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- создать условия для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии  детей  с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении образовательной программы;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

         Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

 

     Деятельность учителя-логопеда регламентируется Положением о логопедическом пункте (далее Логопункте) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 27», федеральным Законом «Об  основных  гарантиях прав  ребёнка  в РФ», должностной  инструкцией учителя – логопеда.

Основные задачи Логопункта:

  •   Осуществление диагностики речевого развития воспитанников ДОУ.
  •   Определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевых дефектов.
  •   Оказание своевременной коррекционно – педагогической помощи детям с различными формами речевой патологии.
  •   Оказание консультативной помощи педагогическим работникам ДОУ и родителям (законным представителям) воспитанников по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.

     В Логопункт зачисляются дети 3-7 лет, имеющие фонетические и фонетико – фонематические нарушения, не резко выраженное общее недоразвитие речи : простую и сложную дислалию, легкую степень дизартрии. Правом внеочередного зачисления пользуются дети в возрасте 5-7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательных программ ДОУ. Список детей, подлежащих зачислению в Логопункт, утверждается решением ПМПК и приказом руководителя ДОУ. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года после устранения речевых нарушений.

     Планирование логопедической работы осуществляется в соответствии с ООП ДО, разработанной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. — 358 с.; «Программой логопедической работы по преодолению фонетико – фонематичекого недоразвития у детей» (Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, 2009 г), рабочей программой учителя логопеда Орленко В.Ч.

     Цель программы: организация системы коррекционно – консультативной деятельности логопедичекого пункта ДОУ, обеспечивающей механизм компенсации речевого недоразвития у детей.

Задачи:

- Обследование детей и выявление среди них нуждающихся в профилактической и коррекционно – развивающей помощи.

- Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке.

- Систематическое проведение необходимой коррекционно – развивающей работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

- Способствовать овладению воспитанников нормам речи: правильному произношению всех звуков в соответствии с возрастными возможностями и образовательной программой; умению различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.

- Формирование у родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

- Формирование всех компонентов устной речи у детей с нарушениями речи в различных формах и видах детской деятельности.

-  Реализация личностно – ориентированного подхода в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.